qrmc1

Областной семинар-совещание методистов (специалистов) по библиотечным фондам «Проблемы и перспективы в обеспечении учебниками в 2017 году»

С 25 по 27 сентября 2017 года старший методист Пилясова Г.И. приняла участие в семинаре-совещании и в работе круглого стола методистов (специалистов) по библиотечным фондам «Проблемы и перспективы в обеспечении учебниками в 2017 году». Семинар был организован Министерством образования Нижегородской области совместно с ведущими издательствами учебной литературы России. В работе семинара приняли участие представители Министерства образования Нижегородской области, сотрудники кафедр ГБОУ ДПО НИРО, методисты, менеджеры и руководители ведущих российских издательств учебной литературы: «Просвещение», «Дрофа», «ВЕНТАНА-ГРАФ» (Корпорация «Российский учебник»), «Русское слово-учебник», «Бином. Лаборатория знаний», «Академкнига-учебник», «Академия», «Вита-Пресс», «Владос» (г. Москва), а также представители ОАО «Книга» (Н. Новгород), осуществляющие поставку учебников от издательств в районы и образовательные учреждения области.

1.2.3

С приветственным словом к участникам обратились начальник отдела управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей Министерства образования Нижегородской области Шмелев В. Н. и главный специалист Апрелова Т.Н., отметившие, что в Нижегородской области сложилась система партнерских отношений с издательствами, которые умеют работать с регионами, система, которая значительно удешевляет стоимость учебника и гарантирует 100% качество и соответствие всем необходимым нормативам. В настоящее время в Нижегородской области (согласно мониторингам) по предметам учебного плана используются только учебники, входящие в Федеральный перечень.

4.5.6

Среди многих важных вопросов на семинаре обсуждался актуальный и волнующий педагогов и родителей вопрос приобретения рабочих тетрадей. С чем это связано? Рабочие тетради стоят недешево, так, например, чтобы обеспечить область рабочими тетрадями в необходимом объеме требуется порядка 1 миллиарда рублей. Сумма неподъемная для бюджета, к тому же приобретаются рабочие тетради на 1 учебный год, затем их нужно списать и закупить новые на следующий год.  Выступающими был поставлен вопрос: появление рабочих тетрадей в составе УМК было оправдано в 90-годы и они сыграли свою положительную роль, но в настоящее время, когда на создание цифровой школы в области потрачено уже 2,5 миллиарда рублей, их использование также актуально?

Нередки случаи, когда закупаются рабочие тетради на весь класс на учебный год по 7-10 учебным предметам, через месяц работа с рабочими тетрадями заканчивается. В лучшем случае до конца учебного года работа продолжается по 1-2 предметам. В связи с вышеизложенным   педагогам необходимо внимательно и осознанно подходить к вопросу необходимости использования рабочих тетрадей. Конечно, если тетради действительно необходимы - их нужно приобретать, в этом случае и источники их приобретения нужно предусматривать, не перекладывая это только на родителей. При формировании учебного плана должен быть четко прописан состав УМК и, если необходимо, в него можно включать рабочие тетради, но в этом случае ответственность за их приобретение несет руководитель школы, а не родители. Второй путь - более современный и экономически оправданный: не включать рабочие тетради по ряду предметов в бумажном виде в состав УМК по предмету, а использовать вместо них цифровые ресурсы как средство обучения. Нельзя допускать случая, когда одни дети на уроках занимаются по рабочим тетрадям, а у других детей нет такой возможности, т.к. рабочие тетради для них не приобретались.

На семинаре был озвучен вопрос о введении астрономии, при этом подчеркивалось, что 2017-2018 учебный год является переходным, подготовительным для введения астрономии, что при наличии условий, УМК, подготовленного учителя астрономию можно ввести и с этого учебного года. Что касается следующего учебного года, то введение астрономии будет обязательным.

Далее на семинаре выступали сотрудники кафедр ГБОУ ДПО НИРО, которые представили информацию по УМК, наиболее популярным в Нижегородской области и дали им свою методическую оценку. Особенно эмоциональным было выступление Яшиной Н.Ю., доцента кафедры начального образования, которая отметила тенденцию к сокращению УМК в начальной школе. Выступающая также обратила внимание, что из Федерального перечня были исключены полюбившиеся ряду педагогов УМК «Гармония», а вот переход на новые УМК вызвал ряд недовольств со стороны учителей начальной школы. В своем выступлении она обратилась напрямую к сотрудникам издательства «Просвещение» о доработке УМК для начальной школы, т.к. много ошибок было допущено в текстах учебников, как методических, так и фактических. Также было отмечено, что для начальной школы рабочие тетради по ряду предметов просто необходимы.

Представители издательств, присутствующие на семинаре в свою очередь поделились информацией о новых УМК, которые получили положительную оценку экспертизы и планируются для включения в новый Федеральный перечень, а также о новых учебных пособиях, как для урочной, так и для внеурочной деятельности, для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и к ВПР, а также для детей с ОВЗ.  

Главный редактор издательства «Просвещение» наряду с обзором традиционных УМК предложила вниманию коллег новые УМК для детей с ОВЗ и нарушением слуха, а также новый проект издательства «Система школьных ИБЦ».

Представители Корпорации «Российский учебник» в своем выступлении отметили важность ЭФУ и продемонстрировали специальные сервисы для учителей на основе цифровой платформы «Lecta».

Издательство «Русское слово» представило ряд новых учебников и новых пособий по истории для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, а также пособия «Как написать историческое эссе», «Исторический проект», «Картографический практикум». Также были представлены новые УМК по основам православной культуры, получившие положительную оценку экспертизы и высокую оценку со стороны РПЦ.

Ведущий методист издательства «Академкнига» представила ресурсы для профессионального роста педагогов, подробно остановилось на бесплатных ресурсах издательства и электронных рабочих тетрадях.

Представители издательства «Владос» поделилось информацией по новым учебникам и учебным пособиям для детей с интеллектуальными нарушениями.

Коммерческий директор издательства «Вита-Пресс» представила вниманию коллег новые УМК по экономике, а также подробно остановилась на пособиях по внеурочной деятельности, пособиях для развития креативного мышления учащихся.

Директор по региональному развитию издательства «Бином» рассказал об учебниках по информатике, которые планируются войти в новый Федеральный перечень, а также предложил присутствующим познакомиться с новым учебным пособием для основной школы по робототехнике.

Традиционно после семинара состоялся круглый стол, на котором выступили методисты по учебным фондам из разных районов области, поделились проблемами и отметили положительные тенденции в обеспечении учебниками районов области в 2017 году. Методисты практически всех районов области отметили, что сроки поставок в этом году были соблюдены, значительно меньше было пересортиц, упаковки учебников были подписаны для каждой школы, выдача учебников осуществлялась по каждому издательству отдельно с предоставлением товарных накладных.  В тоже время ряд районов (в том числе и г. Саров) отметили, что при оформлении финансовых документов со стороны издательств «Дрофа», «Вентана-Граф» были допущены ошибки в указании реквизитов школ, что привело к дополнительной работе по документообороту. Менеджеры издательств подчеркнули, что не все школы области указывают по какому пункту заключается договор/контракт, не все школы соблюдают сроки регистрации контрактов на сайте госзакупок. Были проанализированы сроки поставок, их соответствие товарным накладным, своевременность предоставления финансовых документов.

Участники семинара и круглого стола не только обменялись опытом работы с коллегами, но и наметили перспективы дальнейшего сотрудничества на 2017-2018 учебный год.

Ст. методист Пилясова Г.И.

logo mc
МБОУ ДПО МЦ 607188, Нижегородская область, г. Саров, 
ул. Гагарина, д. 6, тел. (83130) 9-54-01,