Прошел круглый стол для руководителей исследовательских и проектных работ младших школьников
29 января в актовом зале Департамента образования прошел круглый стол для руководителей исследовательских и проектных работ младших школьников – будущих участников муниципальной конференции «Хочу все знать!» Более 30 педагогов школ города, которые готовят учащихся к данной конференции, проявили интерес к теме круглого стола. Ведущей встречи стала председатель ГМО учителей начальных классов, учитель МБОУ Лицея № 3 Ю.В. Севцова.
Юлия Владимировна Севцова в своем выступлении акцентировала внимание на нововведениях в Положении о конференции, познакомила с важными организационными моментами проведения этого городского мероприятия. Присутствующие смогли задать вопросы, а также внесли свои предложения по награждению учащихся.
Учитель МБОУ Школы № 16 Светлана Витальевна Михайлович рассказала о требованиях к презентации, которую представляет участник конференции на суд жюри. Выступление Светланы Витальевны сопровождалось мультимедийной презентацией, из которой можно было увидеть наиболее типичные ошибки учащихся, допущенные ими на выступлениях в предыдущие годы, и примеры правильного оформления презентаций.
Критерии оценивания исследовательских и проектных работ разобрала с педагогами учитель МБОУ Школы № 12 Марина Борисовна Гожева. Она пояснила разницу между критериями актуальности и практической и теоретической значимости, отдельно пояснила критерии оценивания социальных проектов.
Учитель МБОУ Лицея № 3 Елена Борисовна Мичурина рассказала о типичных ошибках учащихся, которые встречались в текстах их работ. Елена Борисовна пояснила еще раз структуру исследовательских и проектных работ, разницу в постановке целей к ним. Особое внимание она заострила на формулировках тем работ и выводам к ним.
Организаторы круглого стола выражают надежду, что данное мероприятие поможет руководителям исследовательских и проектных работ учащихся повысить качество представленных работ.
В МБОУ ДПО МЦ прошли заседания проблемных и рабочих групп учителей начальных классов
24 января под руководством председателя ГМО, учителя высшей категории МБОУ Лицея № 15 Татьяны Валерьевны Стрижовой плодотворно поработала проблемная группа «Метапредметная олимпиада младших школьников». Педагоги проанализировали прошедшую в декабре 2017 года метапредметную олимпиаду, обсуждение критериев оценки защит и итоговых продуктов команд на метапредметной олимпиаде внесли предложения по корректировке Положения к ней.
26 января рабочая группа «Мониторинг метапредметных УУД (диагностические работы и образовательное событие)», возглавляемая председателем ГМО, учителем высшей категории МБОУ Школы № 11 Галиной Викторовной Дудиной, занималась разработкой заданий для комплексных диагностических работ, обсуждала предстоящие в апреле образовательные события. По итогам предыдущей встречи данной группы были составлены 2 тренировочные диагностические работы и анкета обратной связи к ним, которые на январском ГМО были предложены к добровольному проведению учителям начальных классов.
В этот же день состоялось заседание рабочей группы «Олимпиада от А до Я» (руководитель группы - председатель ГМО, учитель высшей категории МБОУ Лицея № 3 Елена Евгеньевна Егорычева). Педагоги обсудили вышедшее накануне Положение об олимпиаде для учащихся 1-х – 4-х классов, затронули организационные вопросы проведения олимпиады, высказали мнение о содержании олимпиадных заданий.
Работа творческой группы «Конференция научно-исследовательских и проектных работ «Хочу всё знать!» под руководством председателя ГМО, учителя первой категории МБОУ Лицея № 3 Юлии Владимировны Севцовой состоится 29 января в формате круглого стола (начало в 14.30, в актовом зале дома учителя). Мы приглашаем на круглый стол научных руководителей исследовательских и проектных работ учащихся, которые планируют стать участниками конференции.
Состоялось заседание городского методического объединения педагогов-психологов
25 января на базе МБОУ «Школа-интернат № 9» прошло плановое ГМО педагогов-психологов. В ходе работы психологи смогли обменяться мнениями по актуальным вопросам работы психологической службы в школе, прослушать выступления коллег, задать вопросы методисту-куратору методического объединения.
Педагог-психолог МБОУ «Центр образования» Еремина Татьяна Александровна поделилась опытом работы с педагогами. Она представила вниманию коллег фрагмент семинара-тренинга по конфликтологии, отдельные упражнения которого провела прямо на методическом объединении. Присутствующие отметили нестандартность показанных упражнений («Снежинка из бумаги», «Разреши конфликт сказочных героев») и их высокий эмоциональный потенциал в решении задач тренинга.
Выступление педагога-психолога МБОУ Школы № 12 Афониной Марины Анатольевны было посвящено обобщению опыта работы с обучающимися подросткового возраста. Несмотря на то, что Марина Анатольевна работает в школе всего лишь второй год, она уже показывает хорошие результаты в работе. И её сообщение также стало тому подтверждением. Она продемонстрировала ресурс метафорических карт в работе с различными подростковыми запросами. Присутствующие коллеги смогли принять участие в подборе ассоциаций к предложенным картам, увидеть возможность вариативной работы с ними.
Старший методист МБОУ ДПО МЦ Бутенина Ольга Эдуардовна представила анализ справки по итогам мониторинга «Эффективность деятельности общеобразовательных организаций по реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов», проведенного Департаментом образования в ноябре 2017 года. Она объяснила коллегам алгоритм действия в нетипичных ситуациях, связанных с реализацией ИПРА (поступление в ОбОО ИПРА раньше, чем из Департамента образования; поступление в ОбОО ИПРА, где не указано исполнителем МО НО; оформление документов при частичном отказе родителей от реализации ИПРА; действия ответственного лица при переходе (или выбытии) ребенка-инвалида в другое ОбОО).
По итогам заседания ГМО было принято решение использовать в работе представленные упражнения и приемы. Следующая встреча запланирована на первый весенний день.
18 января 2018 года на базе Методического центра состоялся методический день школьных библиотекарей
В рамках методического дня ст. методист Пилясова Г.И. провела совещание по актуальным вопросам заказа учебников на 2018-2019 учебный год, Библиотекари познакомились с новой формой заказа учебников, инструкциями по заполнению форм, методическими рекомендациями.
В ходе совещания состоялось обсуждение нормативных документов, были даны ответы на интересующие присутствующих вопросы. Особенностью формы заказа учебников на следующий 2018-2019 учебный год является не только указание количества заказанных учебников, но и (в соответствии с письмом Министерства образования Нижегородской области № 69 от 11.01.2018) указание потребности с учетом контингента и количества имеющихся в фонде учебников по каждой позиции с целью эффективного использования учебной литературы и должного контроля за приобретением учебников. Следует отметить, что в 2018 году переход на новый ФГОС для 8-х классов является обязательным, в связи с чем и учебники, которые будут приобретаться к 2018-2019 учебному году для 8-х классов, должны соответствовать новым стандартам.
Ежегодно в работе по заказу учебников у библиотекарей возникают вопросы по тем или иным предметам, линиям УМК, на которые может ответить только специалист, курирующий данную область, поэтому на совещание по заказу учебников была приглашена ст. методист Тюрина С.В., которая дала разъяснения и рекомендации по заказу учебников истории России и всеобщей истории.
На заседании городского методического объединения обсуждались вопросы перспективы сотрудничества с детской библиотекой им. А.С.Пушкина, по подготовке к областным конкурсам юных читателей. По данному вопросу выступила Т.М. Плохотник, зам. директора детской библиотеки.
Информацию по проведению Второго Международного фестиваля им. М. Горького, положение о конкурсе «Посоветуй книгу другу» для учащихся 7-11 классов, а также информацию о конкурсе рецензий-открыток на детскую книгу (организатор МГПУ) представила в своем выступлении ст. методист Пилясова Г.И. Педагогическая рецензия-открытка – это небольшое размышление, навеянное чтением произведения, в котором сочетаются короткое представление книги и описание идеи ее использования в образовательном процессе. Главные задачи рецензента – сориентировать коллег в выборе книги, предложить идею ее «педагогического» прочтения. Конкурсы проводятся в январе-феврале 2018 года, а целью конкурсов является повышение статуса детского чтения, качества чтения, а также духовное и нравственное развитие детей и подростков.
По вопросу использования ИКТ в деятельности школьного библиотекаря выступила зав. библиотекой лицея № 15 Вахнина И.М., которая обратила особое внимание на востребованную в библиотечном сообществе работу с Гугл диском и продемонстрировала алгоритм работы по синхронизации электронных данных.
Подробный и качественный обзор методической литературы для библиотекарей образовательных учреждений представила в своём выступлении библиотекарь лицея № 3 Махмудова А.А.
Выставку последних периодических изданий подготовила к методическому дню председатель методического объединения, зав. библиотекой школы № 11 Рогозина Н.А.
По отзывам присутствующих методический день прошел плодотворно, был дан старт работе по заказу и приобретению учебной литературы, намечены планы на 2 полугодие, библиотекари поделились опытом работы.
Напоминаем, коллеги, что с документами по учебникам можно познакомиться в разделе «Учебники» нашего сайта, а положения о конкурсах содержатся в разделе «Методическая копилка. Школьные библиотекари. Конкурсы».
Ст. методист Пилясова Г.И.
Состоялось городское методическое объединение учителей-логопедов
19 января на базе МБОУ Школы № 12 состоялось плановое городское методическое объединение учителей-логопедов. На встрече профессионального сообщества были заслушаны доклады учителей-логопедов, касающиеся актуальных вопросов их деятельности.
Логопед МБОУ «Школа-интернат № 9» Марина Игоревна Четыркина представила сообщение по теме «Мозжечковая стимуляция как метод коррекционно-логопедической работы». В своем выступлении она заострила внимание на том, что проблемы отдельных учащихся обусловлены нарушением процесса обработки сенсорной информации, полученной при помощи ощущений. Далее она продемонстрировала работу с помощью дидактического тренажера «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics). Коллеги смогли увидеть применение данного тренажера исходя из коррекционных задач, поставленных с учетом различных логопедических нарушений (дислексия, дисграфия, дизорфография).
Сообщение на тему «Коррекция графомоторных функций младших школьников» представила логопед МБОУ Школы № 16 Надежда Александровна Воденина. Она отметила, что в связи с ухудшением почерка учащихся и сокращением часов на обучение чистописанию, проблема формирования графомоторных функций вновь получает новое звучание. Надежда Александровна привела примеры типичных нарушений почерка, исходя из позиций нейропсихологического подхода В.Д. Мазиной и с опорой на этапы формирования навыка письма, разработанные М.М. Безруких. Далее она предложила присутствующим в качестве практического инструментария упражнения и приемы, направленные на коррекцию различных сторон навыка письма (сила, выносливость, ритмичность и переключение, координация и глазомер, скорость).
Учитель-логопед МБОУ Гимназии № 2 Анастасия Николаевна Гранова рассказала коллегам о коррекционных упражнениях для младших школьников с дисграфией. Ею были представлены примерные задания,направленные на предупреждение и коррекцию различных видов дисграфии (приемы закрепления фонематического анализа слов, дыхательная гимнастика, воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога, орфографическое чтение вслух, чистоговорки и скороговорки). Особый интерес коллег вызвали игры и упражнения «Арабское письмо», «Буквы-прилипалы», «Филворд», «Корректурная правка», «Чтение слов по полубукве».
Традиционным для ГМО учителей-логопедов является обзор новинок методической литературы. Логопед МБОУ Школы № 20 Наталья Константиновна Острецова представила вниманию коллег обзор научно-методического журнала «Логопед» за 2017 год, остановившись на наиболее привлекательных с практико-ориентированной точки зрения разделах и статьях («Перспективы обучения детей с ОВЗ», «Аутизм: пути помощи», «Мы со звуками играем!», «Вместе мы можем больше!», «Сотрудничество: опыт и перспективы», «Особый» ребенок в семье и обществе»).
Страница 52 из 73